В честь дня единения народов России и Республики Беларусь, который отмечается 2 апреля, мы решили вспомнить, как сотрудничают Дальний Восток и братское государство. Для примера остановились на четырех регионах, руководители которых встречались с президентом Беларуси Александром Лукашенко. Важное замечание: в тексте будут использоваться различные варианты названия — Белоруссия, Республика Беларусь и просто Беларусь. Все они легитимны с точки зрения русского языка, используются, чтобы избежать повторов и не ставят своей целью обидеть кого-либо. Редакция «Дальневосточного обозрения» с уважением относится к представителям всех народов и культур.

Беларусь и Приморье: бабушкино наследство
Одни из самых прочных связей с Белоруссией — у главы Приморского края Олега Кожемяко, в прямом смысле слова родственные.
Как цитирует главу Приморья «Российская газета» (16+): «Моя бабушка Катя Гребушкевич, мама моей мамы, родом из деревни Целяши Гомельской области. В числе первых поселенцев прибыла из Беларуси на Дальний Восток. Сначала она жила в Амурской области, потом переехала в Приморье. […] Ее драники — это вкусная часть моего детства. Мама моя тоже их превосходно готовила».
Символично, что подобный путь — из Амурской области в Приморье, правда, с остановкой на Сахалине, — впоследствии проделает внук бабушки Кати. Подробнее о карьере самого «долгоиграющего» губернатора ДФО и его семье можно почитать в нашем материале (см. «ДВ обозрение» № 49 за 4-11 декабря 2024 г.).

Но вернемся к сотрудничеству региона и Республики Беларусь. Так, в прошлом году Олег Кожемяко делился следующими цифрами.
— Товарооборот у нас только за 2023 год вырос в 2,7 раза. Сейчас он составляет больше 20 миллиардов рублей. Еще в 2019 году было 7,6 миллиарда рублей, — говорил Олег Кожемяко.
В начале уже этого марта делегация Приморья во главе с губернатором побывала в «синеокой». Там президент Александр Лукашенко даже сделал главе делегации предложение, от которого трудно отказаться.
— Беларусь как раз то место, где вы можете отдохнуть. Не торопитесь домой, мы рады вас видеть в Беларуси, — озвучил Александр Лукашенко.
Неизвестно, колебался ли Олег Николаевич, но по итогам поездки прозвучали более свежие данные.
— Товарооборот Беларуси и Приморского края России за 5 лет увеличился в несколько раз. Если в 2020 году он составлял чуть выше $17 млн, то в 2021-м вырос почти вдвое. В 2022 году — уже почти $60 млн. В прошлом и позапрошлом годах — порядка $90 млн, — сообщил губернатор Приморья.
Правда, в 2024-м немного упали показатели в экспорте – импорте, но ситуация идет на поправку.
— Товарооборот за январь составил около $3 млн — 112% к тому же периоду прошлого года, — сообщает Национальная телерадиокомпания Республики Беларусь (18+).
Отмечается, что Приморью нужны белорусские машины и «механические устройства спецназначения», а также машины стиральные, телевизоры, мониторы, сыры и творог. Как поделился дальневосточный губернатор, регион уже получил 25 мусоровозов «с большой степенью сжатия» и планирует покупку еще 11, также в портфеле 16 автобусов, еще 14 на подходе.
Кроме того, на межмуниципальные маршруты выйдут 25 пассажирских МАЗов, а по Владивостоку будет ездить «экспериментальная» скорая.
— Плюс к этому мы будем еще ежегодно 80 автобусов получать. Это хорошее направление, которое дает нам возможность видеть перспективу — создать Минскому автомобильному заводу демонстрационную и сервисную площадку. Мы видим в нем ключевого партнера по поставкам такой техники, — сообщил белорусским СМИ Олег Кожемяко.
Председатель Могилевского облисполкома Анатолий Исаченко поделился, что местный вагоностроительный завод готов приступить к изготовлению вагонов-хопперов для перевозки зерна, ждут только информацию о сроках поставки и количестве.
Сообщается, что отдельно обговорили вопрос по лифтам: в 2024 году «Могилевлифтмаш» поставил в Приморье 50 единиц. Всего в регионе эксплуатируется их более 300.
— Обсудили возможности создания совместного производства на базе Могилевского завода по производству лифтов. Рынок сбыта в Приморском крае с каждым годом расширяется, что будет интересно не только для нашего региона, но и для ближайших соседей, таких как Хабаровск, где активно идет жилищное строительство, — поделился Олег Кожемяко.
Что касается даров Приморья, то в Беларусь поставляют борную кислоту, рыбу и морепродукты: лососевые, минтай, сельдь, кальмары. Объединение «Гомельмебель» использует дальневосточный шпон, комплектующие из которого потом идут обратно в Приморский край, где уже из них собирают готовую мебель. Хорошо зарекомендовали себя и белорусские установки по обезжелезиванию воды.
Также, отмечает губернатор Кожемяко, налажено сотрудничество в сельском хозяйстве: селекции, поставках семенного картофеля и саженцев плодово-ягодных культур. Тридцать приморских специалистов обучились в белорусских агроуниверситетах, в планах обмен студентами: первые два курса они будут учиться в ДФО, а дальше — в Беларуси.
Кроме того, приморские порты связывают «синеокую» с Поднебесной. Говорят, в КНР особенно ценят молочную продукцию.
— Сейчас подбираем площадку для строительства совместного порта. Обязательно откроем совместный морской порт! — пообещал Кожемяко в 2024-м.
Продолжается взаимодействие в строительстве, туризме, спорте, культуре и многих других направлениях.
В октябре 2023 года подписано соглашение об установлении побратимских связей между городами: приморским Артемом и белорусским Борисовом. Сам глава Приморья возвращается из поездок не с пустыми руками: «С удовольствием покупаю конфеты, супруга разбирается в сырах — всегда покупает там их».
Признался губернатор, что не отказывается и от знаменитой горькой настойки, но исключительно «для профилактики».
— Мы находимся в одном экономическом, социальном, языковом, кровном и родственном пространстве, — отзывается о взаимодействии с братской Белоруссией Олег Кожемяко.
На всякий случай уточним, что редакция «Дальневосточного обозрения» — за здоровый образ жизни и не пропагандирует употребление алкоголя.
Беларусь и Амурская область
Бывшая вотчина Олега Кожемяко, Амурская область, продолжает тренд сотрудничества с Белоруссией. В 2022-м регион удостоился высокой чести: космодром «Восточный» посетили Владимир Путин и Александр Лукашенко.
— Дальний Восток — далекий, но нашенский. Отечество у нас одно, хоть мы и живем в двух государствах. Мы в отличие от некоторых республик сохранили это единство, и мы полны решимости упрочить это единство, — сказал тогда Батька.
И у этого визита были последствия. Так, губернатор Василий Орлов рассказал, что на продолжающейся космической стройке работали студенческие отряды из Беларуси. Возможно, в недалеком будущем с «Восточного» поднимутся к звездам и белорусские космонавты.
А не далее как прошлым летом в Беларуси побывала представительная делегация Амурской области. На встрече с губернатором Василием Орловым Александр Лукашенко напомнил, что 60 тысяч его соотечественников трудились на стройке БАМа: «Это один из самых масштабных проектов в истории человечества». Заодно президент наметил новые горизонты.
— Планы региона по увеличению добычи полезных ископаемых позволяют рассчитывать на продолжение поставок карьерных самосвалов БелАЗ, — говорил Александр Лукашенко.
Вспомнили и про Поднебесную.
— Интенсивное развитие электротранспорта в соседнем Китае вскоре перекинется через Амур и потребует более динамичного развития специальной электрозарядной инфраструктуры, составляющие элементы которой у нас производятся и более пяти лет успешно эксплуатируются, — прозрачно намекнул Александр Григорьевич.
Ну и куда без сельского хозяйства: растениеводства, животноводства, селекции и перерабатывающей промышленности. Делиться наработками в этих сферах стороны будут продолжать. Кроме того, пообещали усилить поставки продовольственных товаров.

В интервью белорусским СМИ Василий Орлов остановился на взаимодействии чуть подробнее. Так, отметил он, товарооборот за год вырос на 30%, правда, без точных цифр, а заодно рассказал о том, как братская Республика помогает в битве за урожай.
— Машинно-тракторный парк в агросфере включает 40% тракторов белорусского производства, 26% комбайнов. В том числе мы получаем оборудование белорусского производства, которое эксплуатируется в сушильных комплексах и в молочном производстве, — отметил Орлов.
Снимать сливки — в прямом смысле — планируют и дальше. Белорусские инвесторы, по словам губернатора, заинтересованы, например, в строительстве молочного комплекса на 1 200 голов, а будущий завод по переработке миллиона тонн сои в год обеспечит потребности в том числе и братского народа.
— Мы понимаем потребность Беларуси — это порядка 400 тысяч тонн (сои) в год, из которых 350 нужно доставить в вашу страну. Мы готовы помочь, но здесь важен вопрос логистики, и его мы подробно обсудили. […] Мы сможем не только перерабатывать всю сою, выращенную в регионе, но и помочь соседним хозяйственникам, а также гарантированно сможем обеспечить необходимым объемом продукции Беларусь, — подсчитал глава Приамурья.
Вдобавок Василий Орлов пообещал провести белорусские товары по «Амурскому коридору», логистическому проекту, который связывает Россию и КНР
— Амурский коридор служит проводником для перевозки товаров и грузов через госграницу с максимально быстрым оформлением грузов. Такой подход может быть интересен и белорусским производителям. Мы готовы предоставить услуги логистики через наш мост и оказать всяческую поддержку, — подчеркнул Василий Орлов.
Также господин Орлов предложил открыть в Приамурье «мультибрендовый центр белорусской техники» и первый на Дальнем Востоке Торговый дом Беларуси — чтобы демонстрировать и продавать товары из Республики не только амурчанам, но и гостям региона, в том числе, из Китая.При этом подобно приморцам, не забывают в Амурской области и о сотрудничестве менее материальном: планируется обмен студентами и преподавателями, а осенью 2024-го был подписан ряд документов о взаимодействии в области культуры. Дружить будут библиотеки, театры и музеи.
Кстати, буквально накануне написания материала вице-премьер Беларуси Виктор Каранкевич и губернатор Новосибирской области Андрей Травников открыли мультибрендовый центр в Новосибирске. Упоминается, что обслуживать он будет не только сибиряков, но и дальневосточников.
Беларусь и Республика Саха (Якутия)
О том, что такой сервис для белорусской техники может появиться и в Республике Саха (Якутии), говорили прошлой осенью во время визита главы Якутии Айсена Николаева в Беларусь.
— И земля у вас такая необычная, романтичная, и для меня в том числе, хотя я очень хорошо знаю Россию. Огромные просторы, богатейшие природные ресурсы. И, главное, люди у вас очень мужественные, трудолюбивые, — отметил сходство жителей Беларуси и Якутии Александр Лукашенко.
Помимо горнодобывающих машин в Земле Саха востребованы и сельскохозяйственные, там же ждут и белорусские продовольственные товары.

Еще из любопытного отметим, что знаменитые якутские алмазы гранят в том числе и в Гомеле, недалеко от малой родины бабушки Олега Кожемяко.
— С 2013 года Общество включено в список привилегированных клиентов самой крупной в мире алмазодобывающей компании АК «АЛРОСА», который включает только около 40 компаний в мире, объединенных в ALROSA-Alliance, — сообщает официальный сайт завода «Кристалл».
В целом, отмечают белорусские СМИ, сейчас взаимный товарооборот Минска и Якутска на фоне других регионов РФ не такой уж и впечатляющий, но «для работы вдолгую, на средне- и долгосрочную перспективу Республика Саха выглядит исключительно многообещающе». Особенно, в части Северного морского пути: для Белоруссии это возможности как в плане контейнерных перевозок, так и в сфере строительства, на котором могут поработать специалисты из «синеокой».
Беларусь и Хабаровский край
В этом феврале с Александром Лукашенко встречался и губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин. Это был второй его визит в Республику с момента вступления в должность: первый пришелся на осень 2024-го. Тогда в поездку отправились семь компаний региона, чтобы по давней традиции себя показать и других посмотреть. Они привезли с собой мясные и морепродукты, деликатесы, а также «корма и лакомства для домашних животных».
Не обошлось и без более специфических товаров: брезентовых и ПВХ-палаток и «космецевтики», продукции на стыке косметики и фармацевтики. Удалось даже достичь договоренностей с белорусскими силовиками. Рискнем предположить, не в области «космецевтики».
— Естественно, с белорусской стороны не обошлось без предложений в отрасли машиностроения: «Есть большое количество грузовой техники, которая не производится на территории Хабаровского края, но которая по выгодной цене из дружественной страны будет поставлена в наш регион. Это грейдерная техника, асфальтоукладчики, бульдозеры и тракторы, — сообщал Дмитрий Демешин.
На встрече уже в этом в феврале Александр Лукашенко еще раз подтвердил: «Мы продолжаем реализацию нашей уникальной техники в вашем крае. На постсоветском пространстве больше никто не производит такие машины. Может быть, и не надо — мы в состоянии удовлетворить спрос не только Российской Федерации, но и многих стран мира».
Далее белорусский лидер заверил, что и география — не преграда для сотрудничества.
— Владивосток, Хабаровский край (Дальний Восток) для нас психологически являются очень важными регионами. Поскольку я человек советский и считаю, что это не чужие нам регионы. Мы прежде всего должны обратить внимание на эти регионы, чтобы они не чувствовали какую-то отдаленность от центра, что они чужие, не дай бог. Поэтому мы готовы в приоритетном порядке рассматривать вопросы поставки продовольствия, необходимого для Хабаровского края, и сотрудничество в области АПК, — сообщает пресс-служба белорусского президента.
Хабаровский край заинтересован в едином взаимодействии с Беларусью – Демешин
— Беларусь для нас — совершенно дружеское государство. […] Уверен, что высокий уровень дружественного сотрудничества между Россией и Беларусью позволит вывести на новый уровень и межрегиональные взаимоотношения — как в экономической сфере, так и в молодежных, детских, туристических проектах, — в свою очередь заверил Дмитрий Демешин.
Что касается цифр, то за январь — ноябрь 2024-го товарооборот между Хабаровским краем и Республикой Беларусь достиг максимального с 2019 года уровня — $47,8 млн. Основной рост дали как раз те самые грузовые автомобили.

Кроме того, увеличились поставки стальных прутков, электрических трансформаторов, жидкостных насосов. Так же в Хабаровском крае ценят белорусские изолированные провода и кабели, сыр и творог, сообщает портал президента Лукашенко.
В планах познакомить жителей «синеокой» с брендом «Сделано в Хабаровском крае» — при поддержке Чрезвычайного и полномочного посла РФ в Республике Бориса Грызлова.
— Хороший задел создан в наш предыдущий визит на белорусскую землю. Тогда мы подписали меморандум о сотрудничестве с несколькими белорусскими организациями. В первую очередь нас интересует промышленность, ведь Хабаровский край — огромный промышленный регио», — отметил губернатор Демешин в своем ТГ-канале (18+).
Для ремонта многочисленной техники планируется создание торгово-сервисных центров. Что касается нематериального сотрудничества, то здесь подписано соглашение между Краевым центром образования и Национальным детским технопарком Республики Беларусь. В планах — совместные творческие проекты для школьников и реализация образовательных инициатив в формате «Дети России – Дети Беларуси».
Ну а тех, кто решится на долго путешествие ждут «необъятные и красивые просторы региона»: побережья Тихого океана, Японского и Охотского морей.
— Точно могу сказать, что Хабаровский край намерен и дальше активно наращивать темпы сотрудничества с Республикой Беларусь. Это принесет пользу жителям обеих стран, — уверен губернатор Демешин.
Практически одновременно со встречей глав края и Республики на портале «Беларусь сегодня» (18+) вышла обзорная статья с разбором основных направлений взаимодействия территорий. В ней помимо техники вспомнили и про АПК.
— В отношении Хабаровского края, например, неплохо «зашла» аграрная кооперация. Регион серьезно озабочен продовольственной безопасностью и с помощью белорусских технологий рассчитывает увеличить объем собственного аграрного производства, — пишет портал «Беларусь сегодня».
Основные проекты, пишет издание, в рамках совместного мясомолочного кластера: две фермы по 400 голов и один крупный проект молочного направления на 2400 голов дойного стада.
Также, сообщает белорусская сторона, «согласован еще один проект — откормочник на 7 — 8 тысяч голов с применением белорусского оборудования и технологии. Ожидается, что формирование кластера завершится в 2027 году, продукция будет выпускаться в соответствии с ГОСТом Республики Беларусь».
Особые ожидания от, пожалуй, главного международного направления ближайших лет для нашего региона — освоения Большого Уссурийского
— Фактически это будет огромный логистический хаб с 10 полосами для транспорта, с пограничным переходом, принимающим ежедневно до 250 грузовиков, до 50 автобусов и до 100 легковых автомобилей. […] Потенциально проект открывает серьезные возможности и для белорусских грузоотправителей, и для компаний, реализующих услуги на российском рынке, — пишут белорусские коллеги.
Как видим на примере четырех дальневосточных регионов, взаимодействие с братской Беларусью сегодня — один из мощнейших драйверов для самых разных сфер и отраслей.
Позволим себе еще раз привести слова Александра Григорьевича Лукашенко: «Мы всегда будем рядом, как бы ни складывалась обстановка. И не надо кому-то думать, что Россия такая огромная. […] Беларусь поменьше. Но дело ведь не в этом — мал золотник, да дорог. У нас есть что положить на чашу огромной России».
Андрей Северный
Фото с официальных сайтов правительств Республики Беларусь, Хабаровского края и министерства культуры Амурской области
Больше аналитических материалов о политике и экономике Дальнего Востока читайте в рубрике по ссылке.
Чего ждать от новой миграционной политики на Дальнем Востоке?

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке