Продолжаем наш обзор флагманских предприятий дальневосточной рыбной промышленности и их основателей и владельцев. Сегодняшнюю часть ревью откроем фигурой экс-сенатора от Сахалинской области, основателя ГК «Гидрострой» Александра Верховского, известного как «хозяин Курил». Редакция «Дальневосточного обозрения продолжает цикл материалов «Киты дальневосточной рыбодобычи».
С первым материалом можно ознакомиться по ссылке:
Киты дальневосточной рыбодобычи: перипетии из жизни рыбных и крабовых королей Дальнего Востока
Александр Верховский: Хозяин Курил и лоббист рыбпрома
Приехавший на Курилы в середине 80-х ленинградец Александр Верховский создал на островах многомиллионный бизнес. Холдинг Верховского «Гидрострой» построил на Итурупе большую часть инфраструктуры: дороги, больницы, детские сады, в том числе аэропорт «Ясный» стоимостью почти 6 млрд рублей. Основным инвестором выступало государство, которое с середины 1990-х финансирует программы по развитию Курил. С 2016 до 2025 года действует программа стоимостью 80,9 млрд рублей (федеральный и областной бюджеты оплачивают часть в 61,1 млрд рублей).

Параллельно Верховский успешно развивал рыбный бизнес (он всегда был важной частью программ по развитию Курил). В 2012-2017 годах «хозяин Курил» был членом Совета Федерации от Сахалинской области. Он входил в список Forbes (18+), посвященный богатейшим чиновникам и депутатам России в 2012 и 2013 годах (№49 и №31 соответственно). С 2018 по 2021 год входил в рейтинг Forbes «200 богатейших бизнесменов: №188 в 2018 году, №128 в 2019-м, №170 в 2020-м, №185 в 2021 году. Состояние основателя и президента «Гидростроя» в эти годы $500 млн; $800 млн; $550 млн; $600 млн соответственно.
История «Гидростроя» началась в 1991 году со встречи Григория Богилы, Александра Верховского и Сергея Грязнова, писал Forbes в 2018 году. Богила с 1984 года руководил на Итурупе муниципальной акционерной фирмой и был депутатом районного совета, а уже к началу 1990-х годов у него были самые крупные рыболовецкие участки на острове. Верховский, военный строитель, служил на Итурупе с 1984 по 1989 год, потом его перевели в Ленинград, где в 1991 году он уволился из армии в звании подполковника и почти сразу же вернулся на остров. У Грязнова был небольшой бизнес в Курильске, главном населенном пункте Итурупа.
Верховский и Грязнов предложили Богиле совместно развивать рыболовецкое предприятие, и он согласился. Богила вспоминал, что передал новой компании участки, которые давали 20000 тонн красной рыбы (то есть лосося) в год. В предприятии Верховский получил 40%, а два его партнера — по 30%. Первым проектом компании стало строительство цеха по производству замороженной рыбы в поселке Рейдово на берегу Охотского моря.
Верховский перегнал туда купленную за копейки, списанную военными строительную технику и перевез ранее служивших под его началом военных строителей, которые согласились перейти на работу в новую компанию. По словам Богилы, рыбопромышленники пошли по пути заморозки рыбной продукции и отправки ее в вакуумной упаковке потребителю.
Цех на площадке с уже готовыми инженерными коммуникациями был примером частно-государственного партнерства. В дальнейшем компания так и работала: строила свои рыбоперерабатывающие комплексы, а государство подводило к ним дороги и создавало инфраструктуру.
Три крупных Курильских острова имеют разную промысловую специализацию. Самый ближний к Японии Кунашир с более мягким климатом — это морские ежи, крабы, трепанги и креветки, Шикотан — сайра, Итуруп со своими озерами и реками — лососевые и прибрежное рыболовство. Путина на Итурупе длится с июля по сентябрь, когда лосось возвращается в родные реки для нереста. На пути в нерестилища рыбу перехватывают неводами с маломерных судов и отправляют на переработку.
По словам Богилы, первые годы для «Гидростроя» были удачными, заработок измерялся миллионами долларов, а прибыль партнеры вкладывали в производство. Богила отвечал в компании за продажу рыбы за границу, Грязнов — за реализацию продукции в России и снабжение, на Верховском было общее руководство.
Рыба в цифрах: итоги 2024 и планы на 2025 обсудили в Росрыболовстве
В 1994 гору Богила покинул Итуруп и занялся небольшим семейным делом в Волгоградской области. В Сахалинскую область он прилетел в 2010 году, продав ради этой поездки последний «КамАЗ» своей компании. Верховский с Грязновым к тому времени поссорились, и последний решил привлечь на свою сторону Богилу.
В 2007 году «Гидрострой» приобрел группу «Пиленга» с собственным океаническим флотом, к 2010 году открыл собственный банк «Итуруп», построил и запустил на острове два рыбоперерабатывающих завода мощностью переработки 900 тонн рыбы в сутки и по одному предприятию на Шикотане (300 тонн в сутки) и Сахалине (200 тонн в сутки).
Доказать через суд, что Богила может претендовать на долю в компании, не удалось. В июле 2016 года Грязнов, в отличие от Григория Богилы, был приглашен на празднование 25-летия «Гидростроя». Разрешив спор с бывшими партнерами, Верховский пошел во власть, 25 октября 2012 года он стал представителем Сахалинской области в Совете Федерации.
На Сахалин «Гидрострой» пришел в 2008 году, предложив программу оздоровления обанкротившегося «Рыболовецкого колхоза имени Кирова». Компания Верховского рассчиталась с долгами колхоза, провела модернизацию и запустила производство по переработке рыбы — 200 тонн в сутки. В Совете Федерации Верховский лоббировал интересы рыбопромышленников.
Второго июля 2013 года были приняты поправки в федеральный закон об аквакультуре (рыбоводстве), которые продвигал сахалинский сенатор. Поправки, касающиеся прибрежного рыболовства, позволили рыбакам Сахалина и Курил дополнительно вылавливать около 100 000 тонн рыбы. С 2009 года «Гидрострой» активно развивает аквакультуру, строя на Итурупе и Сахалине рыбоводные заводы, ежегодно компания выращивает 350 млн мальков кеты и горбуши — это более трети искусственного воспроизводства тихоокеанских лососей в России.
Рыба без посредников: ФАС предлагает развивать торговлю на бирже
Искусственное выращивание молоди кеты и горбуши значительно увеличивает объемы возврата рыбы на нерестилища. Еще одной существенной добавкой к общему объему вылова являются так называемые РУЗы (рыбоучетные заграждения) на реке на пути рыбы к нерестилищам рыбоводных заводов. Специальная комиссия по регулированию добычи анадромных видов рыб определяет, сколько рыбы вошло в нерестилища, и в случае его заполнения, чтобы избежать замора рыбы от недостатка кислорода, реку перегораживают РУЗами, перед которыми набивается «лишняя» рыба так, что ее можно черпать экскаваторами.
В конце 2016 года стало известно, что «Гидрострой» готовится к покупке Преображенской базы тралового флота (ПБТФ), принадлежащей семье дальневосточного губернатора Олега Кожемяко. Сделка стоимостью $400 млн была закрыта 5 июля 2018 года. Получив квоты ПБТФ на вылов 150 000 тонн рыбы, «Гидрострой» стал тогда вторым по величине рыбодобывающим предприятием России с квотами на вылов почти 427 000 т рыбы (чуть больше было только у компании «Норебо» Виталия Орлова — 437 000 тонн). С покупкой ПБТФ у «Гидростроя» также появились квоты на вылов самого желанного для любой рыбодобывающей компании морепродукта — краба.
Владельцем 96,38% акций ПБТФ, одной из крупнейших промысловых компаний Приморья, стала входящая в «Гидрострой» компания «Остров Сахалин». Прежними собственниками ПБТФ считались родственники сахалинского (в тот период) губернатора Кожемяко: его супруга Ирина Герасименко, сестра Ольга Кравченко и сын Никита. Они же, по данным «СПАРК», владеют долями в компаниях, входящих в ГК Salmonica («Тымлатский рыбокомбинат», «Морские ресурсы», Озерновский РКЗ №55 и «Рыбхолкам»).
Бизнес Salmonica сопоставим с ПБТФ: по расчетам Forbes совокупная выручка компаний группы в 2016 году составила почти $150 млн. Продажи ПБТФ за тот же год составили $103 млн (расчеты проводились по данным «СПАРК» и среднему курсу доллара за 2016 год). Источники «Коммерсанта» (18+) в рыбной отрасли оценивали стоимость ПБТФ в $430 млн — почти в четыре раза больше выручки.
Как рассказывал Forbes собеседник, на рыбном рынке стоимость промысловых компаний рассчитывается исходя из объема закрепленных за ними квот на вылов рыбы. Дороже всего компании стоят, когда только получают квоты. В 2018 году закончилось действие десятилетних квот и начался процесс заключения новых пятнадцатилетних договоров.
На Сахалине ООО “Невод” могут лишить инвестквот на добычу рыбы
В 2018 году покупка ПБТФ сделала Верховского крупнейшим рыбопромышленником Дальнего Востока и вторым в масштабах страны. В том же 2018 году у Верховского появились влиятельные партнеры: бизнесменам и многолетним соратникам Романа Абрамовича Ефиму Малкину и Ирине Панченко тогда принадлежали 50% компании «Поронай», на которую, по оценкам Forbes, приходится 20% квот и выручки рыболовецких компаний, входящих в «Гидрострой».
Для справки:
Группа компаний «Гидрострой» — крупнейший на Дальнем Востоке рыбохозяйственный холдинг, осуществляющий океаническое и прибрежное рыболовство; переработку, хранение и реализацию рыбной продукции; искусственное воспроизводство; строительство; экологический туризм. На предприятиях «Гидростроя» на Сахалине и Курильских островах – Итурупе и Шикотане, в Приморском крае трудятся 7000 человек, 3600 из них трудятся в море.
За 30 лет холдингом построено и реконструировано более 100 крупномасштабных объектов. 72 судна промыслового, обрабатывающего и вспомогательного рыболовецкого флота – основа производственного цикла холдинга «Гидрострой». 600 тысяч тонн – объем годовой добычи рыбы в 2022 году. Это составило 85% общего вылова Сахалинской области.
Пять береговых рыбоперерабатывающих предприятий работают в холдинге «Гидрострой». 1000 тонн сырца в сутки – производственная мощность высокотехнологичного рыбоперерабатывающего комплекса в селе Крабозаводском на Шикотане. В его составе — три завода, два новых причала, суда компании. Холодильные мощности обеспечивают единовременное хранение 4000 тонн готовой продукции.
Рыбоперерабатывающий комплекс «Рейдово» на Итурупе – один из самых технологически передовых в отрасли. «Ясный» на Итурупе — крупнейший в России. 280 тонн готовой продукции в сутки – мощность современного производства в селе Озерском Сахалинской области. В ассортименте продукции РК им. Кирова 25 наименований рыбных консервов, в том числе под брендом «Курильский берег».
14 рыбоводных заводов по воспроизводству тихоокеанских лососей построил и эксплуатирует «Гидрострой». Восемь из них на острове Итуруп, «лагунного типа» (ноу-хау предприятия). Заводы ежегодно выпускают 400 млн штук малька. Это самые большие объемы рыборазведения среди всех предприятий страны.
Добыча рыбы на Дальнем Востоке в лицах: Крабовая барыня и строгий режим для владельца «Монерона»

26 февраля 2021 года в Хабаровске был задержан депутат Сахалинской областной думы Дмитрий Пашов и владелец крабодобытчика «Монерон». В административный центр Хабаровского края он прибыл для участия в допросе из-за видео с участием бывшего владельца «Монерона» Олега Кана, который обвиняется в контрабанде крабов и убийстве предпринимателя.
В сентябре 2020 года Пашов возглавил рейтинг самых богатых госслужащих и депутатов, составленный Forbes. По итогам 2019 года его доход, согласно декларации, составил 6,23 млрд рублей. Это десятая часть общего дохода всех участников рейтинга (65,8 млрд рублей). Год спустя Пашов оказался в том же рейтинге третьим, доход семьи был оценен в 6,29 млрд рублей.
По данным «СПАРК», Пашову тогда принадлежало 100% ООО «Монерон», одного из крупнейших крабодобывающих предприятий на Дальнем Востоке. По итогам 2019 года выручка компании составила 7,97 млрд рублей, прибыль — 4,84 млрд рублей.

В начале 2020 года телеведущая Ксения Собчак вместе с бизнес-партнером, бывшим вице-президентом «Роснефти» Игорем Соглаевым договорилась о выкупе 40% в «Монероне» и еще одной компании по добыче краба — Курильском универсальном комплексе (КУКе). Но имущество обеих компаний оказалось под арестом — СКР пришел к выводу, что бенефициар обеих компаний — «крабовый король» Сахалина Олег Кан.
Собчак подала апелляционные жалобы на решение об аресте компаний, а также пожаловалась главе СК Александру Бастрыкину, генпрокурору Игорю Краснову и сенатору от Тывы Людмиле Нарусовой, своей матери. Последняя в свою очередь обратилась к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с официальным письмом. В июле 2020 года Сахалинский областной суд отменил арест компаний, но в сентябре того же года активы «Монерона» снова были арестованы.
1 марта 2021 года Центральный районный суд Хабаровска принял решение о заключении под стражу до 26 апреля Дмитрия Пашова. В июне 2022 года Фрунзенский районный суд Владивостока приговорил Пашова к 4,5 года лишения свободы в колонии строгого режима, сообщало дальневосточное управление Генпрокуратуры. В базе суда указано, что по делу с участием Пашова 20 июня был вынесен приговор, но его подробности не приводятся.
Пашова также обязали заплатить 1 млн рублей штрафа. Его признали виновным в контрабанде живых крабов рыночной стоимостью 2,6 млрд рублей в составе организованной группы (часть 3 статьи 226 Уголовного кодекса) и в уклонении от уплаты таможенных платежей в составе группы (часть 4 статьи 194 УК), заявило управление Генпрокуратуры по ДФО. По его информации, Пашов участвовал в контрабанде крабов общим весом 3391 тонна из России в Японию, Южную Корею и Китай и уклонился от уплаты таможенных платежей в размере 9,2 млн рублей.
По версии следствия, Пашов продавал крабов по одной цене, а декларировал — по другой, более низкой. Разница оседала на счетах офшорных компаний, эти деньги соучастники использовали по своему усмотрению, говорится в сообщении Генпрокуратуры.
Добыча рыбы на Дальнем Востоке: Чукотский «след» в Высоком суде Лондона
В 2019 году, давая показания в Высоком суде Лондона, сооснователь крупнейшего рыбного холдинга «Норебо» Магнус Рот рассказал о сорвавшейся сделке с Романом Абрамовичем на $50 млн. В 2005 году Магнус Рот и Виталий Орлов хотели купить у Романа Абрамовича чукотскую компанию «Тралфлот», но миллиардер вышел из переговоров, когда узнал, что их партнер Александр Тугушев проходит по делу о мошенничестве, писал Forbes со ссылкой на документы судебных слушаний по иску бывшего чиновника Роскомрыболовства Александра Тугушева.
Тугушев пытался доказать в лондонском суде, что имеет право на треть акций «Норебо». Ответчиками по иску кроме Рота выступали Виталий Орлов и сотрудник «Норебо» Андрей Петрик. Все трое, считал тогда Тугушев, украли его долю в «Норебо».
На момент переговоров с Абрамовичем холдинга «Норебо» еще не существовало, а переговоры свернули, когда миллиардер узнал о связи Орлова и Рота с Тугушевым. Тугушев на тот момент находился под арестом по обвинению в мошенничестве и вымогательстве — это и смутило главу Чукотки и его представителей, сказал Рот в суде.
Тугушева арестовали в июне 2004 года, тогда он возглавлял комиссию, занимавшуюся ликвидацией Госкомрыболовства. Дальневосточная компания «Поллукс» обвинила чиновника в том, что он обещал выделить ей квоты на вылов 50 000 тонн минтая за взятку в $3,7 млн, но получил «Поллукс» квоту только на 7000 тонн. В феврале 2007 года суд признал Тугушева виновным в вымогательстве и мошенничестве. Бывший чиновник получил шесть лет тюрьмы.
Представитель Романа Абрамовича не подтвердил Forbes факт переговоров, а связей миллиардера с АО «Тралфлот» изданию обнаружить не удалось. Зато сам «Тралфлот» оказался зарегистрированным в Хабаровском крае, а не в Чукотском автономном округе. По данным «СПАРК», совладельцами «Тралфлота» тогда являлись Максим Петрушин и Сергей Попов. «Тралфлот» входит в состав хабаровского холдинга «Сигма Марин Технолоджи».
Больше аналитических материалов о политике и бизнесе на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.
Виктор Оратай
Фото с сайтов партии «Единая Россия», kremlin.ru, sigma-m-tech.ru, www.fishnews.ru, gidrostroy.com, polluksltd.ru
Зеленый путь: как Сахалин движется к углеродной нейтральности

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке