Тема внешне-экономической деятельности в регионе стоит на особом месте: много у нас импортеров и экспортеров. И вопросы, связанные с импортозамещением, трансграничными платежами, с параллельным импортом, возникают у бизнесменов регулярно. Для развивающегося Дальнего Востока, который строится, — тема, пожалуй, ключевая. И речь здесь в первую очередь, конечно, о ближайших соседях, с которыми у нас больше 4000 км границы. Подробности в материале «Дальневосточного обозрения».
Логистика из Китая в Россию
В 2024 году товарооборот между Россией и Китаем достиг исторического максимума — почти 245 миллиардов долларов. Значительная доля импорта на Дальний Восток — это промышленное оборудование, строительная техника и материалы китайского производства. С начала 2023 года импорт китайской строительной техники в Россию составил более 50 тысяч единиц. Эти потоки проходят в основном через дальневосточные пункты пропуска.

На этом фоне растут логистические, регуляторные издержки, все больше компаний переходит на юань. Сейчас уже есть банковские платформы, которые открывают на территории Китая свои представительства, вопрос стоит не так остро, как раньше. Обсуждается новый (или уже забытый старый?) механизм взаимодействия, бартер. Выступившие на пленарной сессии практики внешнеэкономической деятельности рассказали о своих кейсах, обозначили точки роста.
СТРОИМ-ДАЛЬНИЙ: итоги Межрегионального строительного форума в Хабаровске
Виталий Аносов, исполнительный директор компании «Рубикон Импорт Групп» уверен, что правильно выстроенная логистическая инфраструктура позволяет снизить финальную стоимость товара в России до 30%, а ускорить его доставку в среднем до 15%. В условиях высоко конкурентной среды в строительной области это будет ключевым преимуществом перед другими участниками рынка.

За 2023-2024 годы, привел Виталий Аносов статистику Федеральной таможенной службы, импорт вырос на 37%. Основные категории товаров — оборудование, электроника, строительные материалы, запчасти. Выгоды от работы с Китаем несомненны. Руководитель «Рубикона», выделяет несколько позиций:
— Первое и самое главное — очень большой выбор цен, от самых дешевых до среднего сегмента, но мы берем даже дорогой сегмент. В Китае много производителей предлагают очень хорошие цены, а на фоне недавних новостей — все слышали, что китайцы почти потеряли основной рынок сбыта, США — сейчас у них идет большая внутрикорпоративная борьба за выход на рынки, куда они раньше не заходили. И сейчас те, кто работал с с американским рынком, приходят к нам. Наверное, вы заметили, что, как только прошла эта новость, процентов на 80 увеличилось количество обращений китайцев к нам с предложением хорошей цены. Из первого пункта вытекает второй — большой разнообразный выбор поставщиков, географически расположенных в разных точках Китая. Третье — оперативность поставки, наше выгодное географическое положение дает Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской области преимущество в кратчайшие сроки поставлять товары и убирать большое логистическое плечо, снижая стоимость до минимальных значений. Ну и четвертое — это настройки производства под нужды клиентов: китайцы делают любой запрос и очень оперативно.
В жесточайшей борьбе за клиента со снижением цен и предоставлением особенных условий Виталий Аносов видит супертренд.
— У них нет выбора, и для нас это хорошо. Что касается строительной области, я бы посоветовал отслеживать их инновации и стараться использовать. И третье — спецтехника. Все прекрасно понимают, что из-за санкций сегодня нет возможности привезти ее из Японии или США. Но китайцы научились хорошо ее модернизировать, до мирового уровня.
Наши с КНР отношения будут развиваться в сторону увеличения объемов, но надеяться на то, что Россия станет таким своеобразным мировым хабом, через который будут осуществляться поставки в Китай, не стоит, считает Аносов.
— Введенные Трампом пошлины никак не могут повлиять. Это их война. Пока мы не вмешиваемся, у нас все будет с ними хорошо. Китайцы это прекрасно понимают и прекрасно знают куда двигаться. Они к этому готовились, как мы готовились к применению санкций.
Все мы помним рынок 90-х, потоки грузов «за речку» и «из-за речки», время становления рынка. Примеры у каждого свои, но наверняка вспомнятся и неприятные истории. Все-таки менталитет у нас разный, мы по-разному мыслим и по-разному друг друга понимаем. Не уменьшилась ли за эти годы пропасть между нами?
— Как бы это странно ни звучало, все решают связи, — делится опытом исполнительный директор компании, внешнеэкономическая деятельность которой исчисляется десятком лет. — Договоры, контракты, переписка для китайцев пустой звук. Пока вы с ними лично не встретились, не поговорили, они вас не будут воспринимать. И, соответственно, на личном взаимоотношении построено большинство взаимодействий с китайскими партнерами. Это основополагающая, культурная особенность.
Но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, и ни в какой работе заминок не избежать. Проблем при взаимодействии с китайскими партнерами Виталий Аносов видит несколько, но считает, что они решаемы.
— Самая главная — с оплатой в условиях санкционного давления. Китайцы не хотят попасть под вторичные санкции и часто отказываются от приема платежей из России, а иногда просто не могут получить деньги от нас. Приходится изыскивать способы. Они есть. Вторая проблема — отсутствие возможности у обычных участников рынка проверить качество товара и благонадежность поставщика. Для многих внешнеэкономическая деятельность — это терра инкогнита, и когда все на китайском, ничего не понятно. Чтобы международное взаимодействие было эффективным, существуют участники ВЭД, которые помогают проверять всех поставщиков, товары, оборудование, и в первую очередь проверить документы по открытым базам. На этом этапе отсеивается 60-80%. То есть банальная онлайн-проверка уже откидывает неблагонадежных поставщиков, которые — что уж таить? — могут тебя кинуть с товаром, недопоставить его или поставить плохого качества. Второе — это оптимизация валютных платежей. Уходим от доллара на прямые взаиморасчеты и взаимозачеты в юанях. Есть способы, есть варианты, они рабочие. Тут даже не вопрос с налоговой, а больше вопрос взаимодействия с китайской стороной. Третье — это логистика. Мы очень хорошо расположены относительно Китая. При наличии своих собственных логистических хабов, складов внутри Китая, Россия ускоряет доставку товара в разы, даже под самые горящие сроки. У меня для примера есть очень много кейсов, когда нужно привезти «вчера», и доставка выполняется за 3-5 дней с юга Китая. Четвертый, самый главный этап работы — это таможенное оформление. Подбор правильного кода — 99% успеха и залог того, что не будет проблем с трекером стоимости, отказов в выпуске, любых других. Здесь возможны сертификация с привозом образцов, оформление всех необходимых соответствий и так далее. И финальный штрих — доставка клиентам либо напрямую через таможню, либо через экспедиционный склад. Что касается поставки санкционных товаров и строительных материалов из Китая, а также их оплаты, уже выработана стратегия, есть реальные примеры — с Китаем можно договориться.
Предметнее о ВЭД с Китаем, рассказал и. о. первого заместителя начальника Хабаровской таможни Вячеслав Филипьев, рассмотрев ситуацию с точки зрения законодательства на веяния времени, когда политика Запада повлекла за собой разворот вектора торговли на Восток. С 2022 года товарооборот с Китаем существенно увеличился. По некоторым пунктам пропуска он увеличился в разы.

Например, в пункте Покровка Бикинского района грузооборот вырос почти в 6 раз. Аналогичные явления наблюдаются и в остальных семи пунктах пропуска Хабаровского края. Понятно, что ситуация вызвала необходимость принятия определенных мер со стороны таможенных органов.
— Нашей приоритетной задачей стало обеспечение совершения операций в кратчайшие сроки и выпуск увеличившихся объемов товаров, — говорит Вячеслав Филипьев. — В таможенной службе проведены определенные мероприятия, создана сеть электронных таможен, где товары досматриваются. В основе этих операций лежит система управления рисками. Она позволяет таможне дифференцировано относиться к поставкам и практически в автоматическом режиме оценивать, насколько участник ВЭД дисциплинирован, локализован и в целом законопослушен. И уровень соблюдения этих условий у нас высокий. Выпуск товаров практически приблизился к одному часу. Второй аспект: мы максимально постарались минимизировать издержки участников ВЭД при нахождении товаров в пунктах пропуска, сократить время проведения досмотровых операций, равно как и саму необходимость проведения досмотра для добросовестных участников ВЭД. Процедура сейчас применяется не более чем в 2% случаев и, соответственно, предотвращает такие негативные явления, как заторы, из-за которых товары застревали на границе. Ключевую роль в этом перемещении играют наши пункты пропуска на территории Хабаровского края, их оснащенность и наличие инфраструктуры, позволяющей этот пропуск осуществлять. К сожалению, не все еще реализовано, и хочу отметить важность создания возле таких пунктов пропуска таможенно-логистических терминалов. Это будет стимулировать грузооборот.
С введением санкций трудности возникали и в связи с оплатой товаров. Государство предусмотрело определенные меры.
— Ключевая из них, – объясняет Вячеслав Филипьев, — изменение в валютном законодательстве, которое отменило репатриацию денежных средств. Эта опция уже не является обязательной, появились схемы, при которых возможно не возвращение выручки, а валютное обеспечение. Второй вариант — это возможность перемещения валютной выручки наличным способом, раньше такого не было, но теперь в случае затруднений такой механизм работает. Он достаточно прозрачен, и если кто-то хочет воспользоваться, объяснения с инфографикой размещены на портале Федеральной таможенной службы России. К вопросу о криптовалюте. К сожалению, опция при внешней торговле пока не реализована и лежит в плоскости взаимодействия структур Центробанка, министерства финансов. Полагаю, что с учетом повсеместного развития цифровых технологий, это будущее не за горами.
А вот бартер с точки зрения взаимодействия с таможней, пожалуй, что-то новенькое. Как таможня понимает, что оплата бартером действительно соответствует условиям сделки? Ведь можно же «нарисовать» все что угодно…
— Механизм оценки бартера в структуре таможенных органов таков: есть специализированные подразделения, которые осуществляют проверку сделок. Сама по себе сделка определена постановлением правительства, и для нас ключевым моментом в ней будет являться соответствие эквивалентной стоимости товара. Сам механизм проверки в распоряжении таможенного органа есть, но не скажу, что бартер получил широкое распространение. Я бы выделил два механизма в части валютных операций: бартерные сделки и получение валютной выручки наличными средствами. Третий механизм — встречный взаимозачет, при котором денежные средства остаются на территории Китая и за счет этих денежных средств поставляется товар. Не могу вам сказать, насколько широкую практику этот механизм получил, но в государстве имеется опыт. Мне кажется, это взгляд в будущее и определенная вариативность достижения конечных целей. Главное здесь, наверное, соблюдение законности и экономическая безопасность, — рассказал Вячеслав Филипьев.
Пользуясь случаем, руководитель таможни призвал бизнес-сообщество выходить с идеей создания крупного транспортного-логистического терминала в наиболее перспективном, на взгляд специалиста, месте — речь об острове Большой Уссурийский.
— По моему мнению, он даст колоссальный эффект. Во-первых, мы не будем сам остров забивать транспортными средствами с учетом того, что китайская сторона предполагает такую же схему сделать: КПП, через который транспортные средства будут переезжать на коренную часть Китая. И с нашей стороны целесообразно сделать такое же движение. Машины будут переезжать, и в этом транспортно-логистическом терминале осуществлять весь комплекс мероприятий. И дальше, утрачивая статус находящегося под таможенным контролем, что очень удобно, участник будет распоряжаться товарами по своему усмотрению: консолидировать поставки, распределять их логистически. Большой Уссурийский остров, он в этой части наиболее перспективный.
О том, что перспективы нам нужны, даже спорить нечего. В крае в поддержку инициативы президента Владимира Путина создан и действует промышленно-строительный кластер.

— Наша основная задача – развитие промышленно-строительной отрасли дальневосточного региона в целом, — говорит директор по развитию Ассоциации ПСК ДВ Александр Вакуленко. — Мы видим и понимаем проблематику: оборудование, комплектующие материалы, техника – это поставки из Китая. Также это экспорт товаров в страны Азии. И существует у нас своя дальневосточная история – оторванность регионов и логистические проблемы. В мае, на Российско-Китайском форуме планируется переподписание нового соглашения, учитывающего все сегодняшние реалии. Чтобы можно было плотно работать со структурой, которая дословно называется «Пилотная зона развития межрегионального сотрудничества КНР, ШОС и правительством Хабаровского края». Эта структура создана КНР для того, чтобы торговать, налаживать логистические связи, устранять все причины и барьеры для торговли со странами ШОС. Она открывает трансфер в РФ технологиям, инвестициям. Мы полагаем, что присоединение к структуре снимет ряд проблем.
Участники сессии говорили о выстраивании новых механизмов расчетов, просчитывали риски и формировали предложения, но отведенного времени не хватило, дискуссии, надо полагать, продолжились за пределами зала, и будем надеяться, что были они конструктивны и продуктивны.
Больше аналитики о бизнесе и политике на Дальнем Востоке читайте в рубрике по ссылке.
Подготовила Ирина Северцева
Фото Александра Трещалова, freepik (18+)
Для иллюстраций использованы материалы презентаций участников сессии
Амурский судостроительный завод ищет подрядчиков для работ на 2,8 млрд рублей
Строительство на Дальнем Востоке: о тенденциях 2025-го, приоритетах и свободных нишах

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке