Правительство Хабаровского края готовит пакет обновлений для строительной отрасли региона, сообщает «Дальневосточное обозрение». Подробнее о них на Межрегиональном строительном форуме-выставке (18+) рассказал замминистра имущественных отношений Хабаровского края Ринат Мазитов.

Социнфраструктура в дефиците

Сегодня КРТ  направлено на решение, в первую очередь, вопроса, связанного с расселением ветхого и аварийного жилищного фонда, которого, в принципе, у нас достаточно на территории края. Но задача по КРТ не ограничивается только архитектурой, разработкой документации, планировкой территории, инфраструктурными вопросами, транспортными и инженерными. Сегодня на злобу дня  выходит вопрос социальной инфраструктуры.

Поэтому нормативно-правовое регулирование в этой части как раз и меняет свое направление, чтобы решать вопросы с самой инфраструктурой. Тем более, есть запрос общества. Если открыть наши сетевые ресурсы, средства массовой информации, постоянно видим: «Хватит заниматься точечной застройкой, хватит заниматься обычным КРТ! Где школы, где детские сады, где детские социальные учреждения?» Помимо того, еще и объекты спорта, конечно, здравоохранения и так далее, то есть весь социальный комплекс. Но номер один — это школы, детские сады.

Изменения: принятые и грядущие

В конце года на региональном уровне уже были приняты два нормативно-правовых акта: это 487-е, 488-е постановления правительства Хабаровского края, которые позволяют предусматривать дополнительные условия, требования, применяемые к решениям о КРТ, помимо тех базовых, которые закреплены в Градостроительном кодексе.

Мы расширяем этот перечень, в том числе по передаче готовых объектов здравоохранения, культуры, образования, дошкольного образования в собственность публичного правового образования — муниципалитетов или Хабаровского края.

Эти нормы тоже найдут свое закрепление в обязательном порядке. Мы дополняем акты соответствующими нормами. Уже процедура подготовки идет. Естественно, все будет находить реализацию непосредственно в решении о КРТ и заключении в соответствии с ним соглашения. Будет касаться и операторов, которые реализуют решение о КРТ, и тех предпринимателей, с кем заключен договор по реализации.

Возможная альтернатива

Мы не ограничиваемся только объектами социальной инфраструктуры, скажем так, в натуральной форме. Предусматриваем возможность передачи в собственность публичного правового образования процент имущества в тех ситуациях, когда отсутствует возможность по строительству таких объектов.

Для Хабаровска пока прорабатывается вариант передачи 5% имущества в собственность публичного правового образования. Для Комсомольска-на-Амуре — 4%, для иных территорий края — 3%. Модель, формулу, структуру прорабатываем. Будет сформирован соответствующий нормативный акт, который позволит в каждой ситуации данную процентовку применять.

Опять же, подчеркиваю, не пять процентов фиксировано, а от пяти. Потому что у нас сегодня есть закон Хабаровского края №102 о масштабных инвестиционных проектах. И по объектам, где земельные участки предоставляются без тарифов. Одна из норм, которая предусматривает передачу имущества при строительстве жилья от 50 тысяч кв. м — 5% передача в собственность Хабаровского края либо муниципалитета.

Лучшие практики

Я всегда говорил о том, что у нас большая страна, федеративное устройство, 89 субъектов, и это хорошо, всегда есть на кого посмотреть,  подглядеть лучшие практики, проанализировать и реализовать их на территории Хабаровского края. Мы взяли как раз те нормы, в том числе из Новосибирской области, из Москвы, и воспроизвели в наших районах.

Основная задача — строить на территории объекта жилищного фонда на окраине города объект социальной инфраструктуры. Поскольку привести туда инвесторов в рамках КРТ по конкретной локации будет достаточно сложно, а по несмежным территориям мы предусмотрели достаточно гибкие нормы, которые позволяют нам, не ограничиваясь, предлагать иные территории в разных частях одного населенного пункта.

«Заброшкам» конец?

Новое направление, которое мы для себя избрали в 2025 году, — это реализация проектов КРТ по межевой застройке. А именно: через адресную программу. Акт о ней уже подготовлен, проходит процедуру согласования, уже прошел проверку прокуратуры и оценку регулирующего воздействия. Замечаний не поступало. Что подразумевается под этой нормой? Она позволит осуществлять изъятие объектов, которые признаны аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции. В рамках данного акта можно будет смотреть, условно, «заброшки» на территории населенных пунктов, которые требуют, скажем так, реновации и осуществления строительства зданий, и жилых, и нежилых. Он [нормативно-правовой акт] позволит нам хотя бы пересмотреть многие локации, которые у нас сегодня заброшены.

Проезжая по улице Краснореченская, нужно обратить внимание на территории, которые десятилетиями не вовлекаются в оборот и неизвестна их судьба. Да, некоторые из них охраняются, законсервированы, более-менее безопасны, но тем не менее работа с ними никакая не проводится. А жизнь не стоит на месте, нужно что-то с этим делать.

Многие регионы просто разрабатывают адресные программы. К примеру, Камчатка, Сахалин. А некоторые регионы предусматривают сначала порядок разработки таких актов. К нашему удивлению есть всего два региона в Российской Федерации, которые разработали соответствующие нормативно-правовые акты. Это Мурманская область, ну и копипаст у Республики Алтай. Мы, естественно, также позаимствовали их лучшие положения.

Решения будут приниматься через межведомственную комиссию, коллегиальный орган с привлечением власти соответствующего муниципального образования, на территории которого будет приниматься данная адресная программа.

Мы посмотрели на примере Мурманской области. Достаточно интересная практика: они решили провести реновацию портовой инфраструктуры. Не ушли в жилье, а именно сделали современный экологический центр и точки отдыха, чтобы [объект] можно было уже использовать в современном виде, в современной архитектуре. Поэтому сейчас такой акт тоже мы считаем актуальным. В ближайшее время мы надеемся, что этот акт примем. Ну, надеюсь, где-то в первой половине июня.

Масштабные инвестиционные проекты

МИПы (масштабные инвестиционные проекты — прим. ред.) действуют на территории Российской Федерации с 2015 года. Хабаровский край  не исключение, мы одни из первопроходцев  в таком нормативно-правовом регулировании. Достаточно сложна процедура заключения соглашения: это организационный совет, три базовых критерия, которым должно соответствовать лицо, чтобы признать проект масштабным. То есть заключенность инвестиционных соглашений, объем инвестиций и требования к непосредственно к правовому статусу юридических лиц, отсутствие задолженности перед бюджетной системой, ведение процедур о банкротстве и так далее.

Решили инициировать внесение изменения в нормативные акты, учитывая, опять же, альтернативу КРТ, предусмотреть обязанность по передаче полезной площади — не менее 5%. Да, у нас сегодня есть норма, которая говорит о том, что при строительстве жилья в 50 тысяч  кв. м  передается 5%, 30 тысяч — 3% и ИЖС — 1%. Можно спросить: а вот чем отличается один вариант от другого? Простым — конкуренцией. Это строительство без публичных процедур, то есть нет конкурентного отбора.

И, соответственно, предусматривается передача от 5% имущества в собственность публичного правового образования. За исключением двух случаев: в сфере производства товаров и сельского хозяйства.

По данному нормативно-правовому акту мы уже прошли процедуру оценки регулирующего воздействия, тоже проходим согласование.

Здесь у нас, конечно, возникли определенные трудности в подготовке акта, поскольку есть замечания от министерства экономического развития Хабаровского края, которое стоит на страже интересов субъектов предпринимательской деятельности. И они нам пытаются задавать вопросы, требовать качественного обоснования. В принципе, это касалось передачи 5% площади в собственность публичного правового образования.

Мы также ожидаем, что  договоримся с Минэкономразвития и продлим данный акт. В чем цель? В том, чтобы можно было создавать объекты социальной инфраструктуры, если, условно, берем 3 тысячи кв. м, это могут быть и школы, и детские сады, и какие-то общественные пространства, у нас сегодня большой запрос идет не только под эти социальные учреждения, но и различные социально-ориентированные некоммерческие организации, военно-патриотического направления, молодежного направления и другие.

То есть сегодня запрос есть. Поэтому данные нормы требуют своего воплощения, и хотелось бы обратить внимание тех, кто работает в Хабаровском крае и тех, кто планирует работать: активней участвуйте в оценке регулирующего воздействия на маневренных правовых актах.

Больше мнений политиков и чиновников о преобразованиях на Дальнем Востоке читайте в рубрике «Интервью».

Фото пресс-службы законодательной думы Хабаровского края

Горимый регион: как пройти пожароопасный сезон в Хабаровском крае без потерь

Ирина Горбачева: большое интервью с зампредом правительства Хабаровского края