Не секрет, что Приморье, и в частности Хасанский район являются едва ли не меккой морского отдыха для жителей ряда соседних субъектов. Да и планы по развитию района стоят по-настоящему грандиозные. Но сейчас, в преддверии туристического сезона, сами представители местной сферы гостеприимства утверждают, что на текущем этапе говорить о каких-то сверхдоходах отрасли не приходится, а многие турбазы и вовсе ведут свою деятельность на грани рентабельности. Об экономической составляющей организации сезонного отдыха и проблемах, препятствующих  развитию отрасли, «Дальневосточному обозрению» рассказали сами предприниматели.

Высокорисковый бизнес: турбазы в Приморье

Жемчужина Приморья – Хасанский округ. Здесь распложено огромное количество мест отдыха туристов. На первый взгляд, сама локация создана для монетизации приятного времяпрепровождения отдыхающих. Однако многие владельцы турбаз признаются, что если бы знали, с какими трудностями столкнутся при ведении бизнеса, выбрали бы другую сферу деятельности.

— Из года в год дела все хуже. Бизнес, которому отдала полтора десятка лет, уже не бросишь. Но если бы знала, как будет тяжело, не пошла бы в эту сферу, — делится Светлана Новикова, предприниматель  из с. Андреевка.

Коллеге вторит директор турбазы «Край трех границ» из того же Хасанского округа Андрей Барсуков.

— Относительно недавно, работая совершенно в другом сегменте и глядя со стороны на турбазы, я думал: какой классный, приятный бизнес! Тут тебе и море, и отдых и деньги. Погрузившись в эту сферу деятельности самостоятельно, я понял, как ошибался. Турбаза – это непрерывный труд и постоянные расходы. Миф о сверхприбылях в моем случае развеялся быстро, — говорит он.

Цена вопроса

Налоговая нагрузка на турбазы в Приморье очень высокая, считают владельцы. С этого года введен еще и туристический налог, который также ложится на плечи предпринимателя.

— То есть, расходы увеличились, а повышать стоимость отдыха бессмысленно – люди просто не поедут, значит, доходы еще больше снижаются, — поясняет Андрей Барсуков.

Светлана Новикова добавляет, что никто пока не понимает, как и куда платить этот туристический налог.

Туристический налог в Приморье ударит по отрасли?

Дополнительной финансовой нагрузкой стали и онлайн-кассы.

— Все данные мы должны передавать в налоговую через кассовые аппараты и серверы. Это дорогое «удовольствие», — говорит Андрей Барсуков.

— Лично мои расходы на аренду кассового оборудования —  50 тысяч, -добавляет Новикова.

Не забыли представители бизнеса и про расходы, связанные с подготовкой к сезону.

— В этом году на подготовку у меня ушло около миллиона рублей. С каждым годом цены в строительных магазинах растут, а мы в них – постоянные клиенты, — сетует Светлана Новикова.

Создатель и руководитель базы отдыха «Близкие люди» на Дальневосточном гектаре Фира Бабанина имеет претензии к отдыхающим.

— У клиентов часто действует принцип «взять по максимуму» и «отпустить контроль». Как результат — неочищаемые сковороды и кастрюли, разобранная мебель, порванные постельные принадлежности, разбитая посуда и унитазы, поврежденные чайники, залитые матрасы. Из опыта — 30% от приходящих от клиентов базы сумм сразу отделяем на расходы, — перечисляет Фира Бабанина.

В пример бизнесмены приводят не самую приятную, но неотъемлемую часть современной жизни — туалеты. По словам представителей отрасли, последние улетают в прямом смысле — с местными тайфунами — по три штуки за сезон.

— Приходится строить их на серьезном фундаменте и с серьезными стенами и кровлей. Простейшие эконом-варианты не выживают, а дорогие не окупаются, так как люди не ценят чужое и за сезон даже очень качественное превращают в руины, особенно после принятия алкоголя, — говорит Бабанина.

Помимо этого существуют различные дополнительные финансовые нагрузки в виде, например, обязательного прохождения классификации – тоже, кстати, новинка 2025 года. Сам процесс бесплатный, но регламенты таковы, что без серьезных затрат не обойтись.

— Например, согласно одному из требований, для прохождения классификации необходимо предоставить документацию, подтверждающую наличие питьевой воды на турбазе. Во многие базы отдыха вода подвозится, но получить официальный договор с поставщиком очень проблематично. И как быть? Оплачивать скважину, стоимость которой не менее 200 тысяч рублей? — задается вопросом Барсуков.

Его поддерживает создатель «Близких людей».

— Расходы на получение пресной таковы, что вода в прямом смысле становится золотой, — говорит Фира Бабанина.

Светлана Новикова констатирует, что с выполнением нормативных требований по классификации гостиниц есть сложности.

— Мои гостевые дома хотят подвести под «гостиничный сервис». Но как это сделать на практике – совершенно непонятно. Процесс классификации гостиниц и гостевых домов требует соблюдения ряда нормативных требований, выполнить которые в текущих реалиях практически невозможно, особенно сложно тем, кто работает в малом бизнесе, — замечает Светлана Новикова.

Одной из основных проблем является недостаточная, по мнению бизнесменов, ясность в правилах и требованиях, предъявляемых к объектам.

— Я, например, совершенно не понимаю, как адекватно подготовиться к прохождению процедур, если даже необходимых договоров с экологическими операторами нет. А это обязательное условие, — говорит Новикова.

Кроме того, по ее словам, агенты, с которыми работают базы отдыха, сейчас отказываются сотрудничать по новыми требованиями, в итоге, спрос на услуги проседает еще больше. Светлана Новикова уверена: необходима более прозрачная и доступная система классификации, которая учитывала бы специфику работы малых предприятий и способствовала бы их интеграции в легальный сектор.

Попутно в Хасанском округе активно обсуждается генплан, который обещает изменить облик территории. Но большинство опрошенных предствителей отрасли отмечают, что с разделением на рекреационные зоны могут возникнуть трудности для уже действующих предприятий. Светлана Новикова считает, попадание под новые правила участков, на которых располагаются базы отдыха,  может привести к их (баз) закрытию.

— Сейчас занимаюсь оформлением кадастра для своих домиков на базе отдыха, абсолютно не понимая целесообразность всего этого. Ведь домик – не капитальное строение. Зато денег на оформление уходит огромное количество. За десять домов мне предстоит заплатить около 120 000 рублей, — говорит предпринимательница.

Другой владелец турбазы в Приморье рассказывает о своем опыте.

— Статус участка, на котором расположена наша турбаза, попадает под рекреационную зону и будет изменен на «зону сельскохозяйственного назначения». Это сильно ограничит возможности ее использования, что чревато серьезными убытками.  Я ходил на публичные слушания, вносил свои предложения, ранее обращался в градотдел администрации Хасанского округа, но на ситуацию повлиять не смог, — говорит Андрей Барсуков.

Структурная проблема

Инфраструктура — отдельная тема для разговора. Проблемы очевидные и длящиеся: состояние дорог, перебои с вывозом мусора и регулярные отключения электричества.

— Подключиться к электричеству в нашем случае практически невозможно. Нам выставили счет на 63 миллиона рублей – понятно, что сумма неподъемная, – возмущается Андрей Барсуков, аппелируя к постановление правительства № 861, которое в его случае никак не помогло с подключением.

Он рассказал, что ресурсоснабжающие компании оперируют тем, что «сетей для подключения нет рядом».

— Все есть. Но добиться какого-то адекватного решения проблемы не представляется возможным. В итоге нам приходится использовать «дешевые» альтернативные источники энергетики, которые на практике обходятся дороже «классических» и не в состоянии обеспечить потребности турбазы в полном необходимом объеме, — говорит Барсуков.

— Из года в год прямо в летний сезон мы периодически сидим без электричества с 9 утра до 6 вечера. У энергоснабжающих организаций какая-то бесконечная парадоксальная подготовка к сезону. Какому туристу это понравится? — рассуждает Светлана Новикова.

Она поясняет, что для предпринимателей стоимость электроэнергии по 12 рублей за киловатт —  на грани рентабельности.

— Ведь нам для обеспечения комфорта гостей необходимо устанавливать бойлеры, кондиционеры и поддерживать теплый бассейн, что значительно увеличивает расходы. И это на фоне постоянного отключения света, — говорит Новикова.

С дорогами тоже не все гладко (простите за каламбур). С одной стороны, в некоторых местах их просто нет.

— Казалось бы, наша турбаза находится в очень удачной локации, на стыке трех государств: Россия, КНР и КНДР, практически, в заповедных местах, с восьмикилометровым пляжем. Сложно поверить, но из окон домиков можно по утрам наблюдать, как прогуливаются косули, посмотреть на водяных оленей и величайшее скопление птиц. Но подъезда к турбазе нет и в ближайшие несколько лет не появится. Приходится предоставлять услуги трансфера, используя болотоходы и вездеходы, в частности, ГАЗ-66 с большими арочными колесами, — рассказал Андрей Барсуков.

С другой стороны, именно дороги становятся самой весомой статьей расходов, так как именно базы отдыха за свой счет сообща отсыпают каждый год многокилометровые пути от населенных пунктов.

— К сожалению, баз не так много, как километров. Растяжки одного КамАЗа камня в этих местах хватает на 5-8 метров. Один КамАЗ  — 14000. Без работ. Каждый сезон в мае для незначительного улучшения дороги с каждой базы требуется никак не менее 5 авто.  И при этом уже в августе клиенты вновь будут писать отзывы об «убитых» дорогах», — поддерживает дорожную тему Фира Бабанина.

При этом, тайфуны, которые накрывают Приморье третье лето подряд, вызывают опасения у гостей и в этом сезоне, что негативно влияет на активность бронирования.

— Если природа зальет, сдует, пришлет пал, занесет берег морской живностью, пришлет погибших от водорослей птиц или не уплывшего в море погибшего кита — появляются новые траты, съедающие доход порой под ноль. А подобные сюрпризы, как показала практика, происходят ежегодно в самых непредсказуемых вариациях, иногда до истерического хохота сквозь слезы, — рассказала Фира Бабанина.

Пустующие домики: турбазы в Приморье простаивают без гостей?

Приморские базы отдыха ждут полную загрузку только в августе.

— Но доходы турбазы, которая хорошо зарабатывает лишь месяц-полтора в году, никак не покрывают расходы, — констатирует Барсуков.

— Покупательская способность падает. У людей просто нет денег на отдых. Даже в период пандемии COVID-19 мы имели более высокую заполняемость, чем сейчас, — уверяет Светлана Новикова.

Она рассказала, что раньше с 1 июля база была почти полностью занята, а сейчас всего 20-30% брони. И только с середины июля база начинает заполняться.

— То есть, полтора месяца полноценной работы, а половину лета домики будут пустовать. При этом в СМИ проходит странная информация, что на Андреевку ажиотажный спрос. Мол, туристы едут к нам чуть ли не с мая. Переглядываемся с соседями – у кого спрос? Ни у кого, — уверена Новикова.

Безусловно, для многих владельцев баз отдыха опорой остаются постоянные клиенты, которые возвращаются каждый год, однако и они сокращают сроки отдыха.

— Даже люди, приезжающие издалека, например, из Комсомольска, которые всегда бронировали домики на 10 дней, сейчас заезжают на пять, — поясняет Светлана Новикова.

По словам предпринимателей, этим летом многие отдыхающие ожидают получить высококачественные услуги за минимальную цену, но демпинговать просто невозможно – это равносильно разорению и банкротству.

— Например, гостевой дом площадью 45 квадратных метров, с необходимыми удобствами, требует значительных вложений и усилий. Однако зачастую гости воспринимают это как должное и просят скидки или даже бесплатное проживание, — говорит Новикова.

Фира Бабанина рассказала, что у клиентов запросы весьма разнообразные, трудно всем угодить:

— Кто живет рядом с морем, рекой, озером, чаще спрашивает о хорошо проработанной зоне развлечений для детей, о дополнительной увеселительной программе в формате дайвинга, бани, САП и так далее. Кто вообще моря не видит, счастлив просто от палатки или кровати под крышей и горячего душа. Кому сложно выбраться с работы, ищет тихих соседей. Многие интересуются, есть ли на территории базы бассейн? — говорит Бабанина.

— Вот я установила теплый бассейн, который работает уже четвертый год, — поясняет Новикова, —  но в этом сезоне, увы, не все так радужно. Устройство стоит около 200 000 рублей и требует больших затрат по оплате электроэнергии. Люди не понимают наших расходов, просят заселиться чуть ли не за бесплатно. Но в этом году я приняла решение больше не сдавать свои дома за «спасибо».

Отметим, что конкуренция среди баз отдыха в Приморье огромная.

Так, в самом лакомом Хасанском округе постоянно появляются новые проекты.

— Я замечаю, как активно открываются новые базы, даже москвичи и новосибирские спонсоры заходят на наш Приморский рынок. Удивительно, откуда у людей такие ресурсы! Мы все стараемся предложить что-то уникальное и притягательное, но часто это упирается в финансовые возможности. Ведь доходы падают, а нужно не только окупить вложения, но и обеспечить стабильность на следующий год, — поясняет Новикова.

Фира Бабанина рассказала, что раньше она сама удивлялась суммам на отдых, а теперь восхищается своими коллегами, которые день за днем в большей степени на личном энтузиазме растят бизнесы на побережье вдали от населенных пунктов.

— А клиенты в лучшем случае своими оплатами помогают окупить поддержание этих мест в чистоте, сохранение природы. И мы им за это благодарны, — резюмирует Бабанина.

Фото: Ольга Цыкарева

Другие материалы о специфике турбизнеса на Дальнем Востоке читайте в подборке по ссылке.

В 2024 году въездной турпоток на Дальнем Востоке вырос на 30%

В Приморье директора турагентства “Скай Тревел” будут судить за мошенничество