На фоне активизации контактов России и США запущен процесс возвращения зарубежного бизнеса в РФ. Количество регистраций иностранных товарных знаков возрастает. Об этом сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), спецпредставитель президента РФ по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев. Что происходит? Стоит ли ждать возвращения иностранных брендов и какие
Возвращение иностранных брендов в Россию: кто планирует камбэк?
Первой компанией, объявившей официально о возвращении в Россию, стала итальянская Ariston. Теоретически, на российский рынок вернуться могут Coca-Cola, Pepsi, сеть фастфуда McDonald’s, Nissan, Mercedes, Procter & Gamble и другие. Известно, что Роспатент уже зарегистрировал товарные знаки Rolex, Chanel, Louis Vuitton, Kia, Hyundai и IKEA.
Отметим, что президент РФ Владимир Путин уже выразил свое отношение по этому поводу, сообщив, что «одних извинений для возвращения будет мало», но дал понять, что были бизнесы, «покидавшие Россию со слезами на глазах», и к таким нужно проявить лояльность.
— Когда западные компании покидали Россию, это происходило на фоне введения жестких санкций, многие бренды при этом не уходили тихо — их уход был политизирован. Особенно значительным было решение международных корпораций, таких как McDonald’s, IKEA, Starbucks и других, — поясняет Дмитрий Артеменко, доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ.
В возвращении экономисты видят плюсы для российской экономики.
— Это рост инвестиций, повышение качества производимой продукции, обновление производственных мощностей, снижение инфляции, развитие человеческих ресурсов и условий и культуры труда, — считает Ольга Астафьева, кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и проектного менеджмента факультета высшей школы управления Финансового университета при правительстве РФ.
По мнению экспертов, в Россию, вероятнее всего, смогут вернуться только те, в ком есть востребованность.
Во-первых, IT-сектор. После ухода западных IT-компаний данный сектор стал активно развиваться и импортозамещаться, наблюдается рост вклада IT-отрасли в ВВП страны, однако проводимые исследования и опросы представителей разных секторов экономики о результатах перехода российских компаний и госорганов на отечественные программные продукты в соответствии с указом президента РФ говорят о том, что большинство объектов критической информационной инфраструктуры продолжают использовать иностранные IT-решения и западные коммерческие платформы.
— Безусловно, возвращение таких гигантов, как IBM, Microsoft, Oracle, Google может положительно сказаться на развитии IT-сектора страны, но это будет противоречить вопросам кибербезопасности, которая сейчас вышла на первый план. Поэтому, скорее всего, в данном секторе будут наблюдаться сложности с возвращением западных компаний на российский рынок, — считает Ольга Астафьева.
Авиа- и автомобилестроение. В настоящее время, говорить о том, что российские компании достигли абсолютных успехов в импортозамещении авиастроительной отрасли и автопрома, не приходится. Немалая часть авиалайнеров продолжает оставаться зарубежными, при этом возобновление западных поставок деталей и комплектующих существенно поддержит данную отрасль.
— Однако надо понимать, что российский рынок не является приоритетным для Airbus и Boing, что требует создания благоприятных условий для возвращения их в Россию, — поясняет Астафьева.
Что касается автомобильного рынка, то здесь после 2022 года произошли существенные изменения благодаря масштабированию поставок автомобилей из Китая. Эксперты отмечают, что в 2024 году до 60% продаж составляли китайские автомобили.
— Далеко не все покупатели довольны качеством и ценой китайских машин, и продолжают ждать возвращения европейских автомобилей, что привело бы к корректировке цен на авторынке, которые сейчас неоправданно высокие, — говорит Ольга Астафьева.
Фармацевтика и медицина – это отрасли, которые реально нуждаются в возобновлении сотрудничества с западными партнерами.
— Не все лекарственные препараты получилось заменить российскими аналогами, что является особенно критичным для лечения сложных и редких заболеваний. Несмотря на активное производство высокотехнологичного медицинского оборудования в стране наблюдается рост потребности в обновлении оборудования и технологий и дефицит в комплектующих для применяемой зарубежной техники, — комментирует Астафьева.
Общепит – отдельная тема. Вернуться в эту сферу иностранцам будет непросто, так как после ухода некогда любимых россиянами McDonald’s и Starbucks рынок сумел быстро адаптироваться.
Так, в 2024 году генеральный директор «Вкусно, и точка» Олег Пароев заявил, что доля компании на рынке превзошла ушедшую из России McDonald’s.
При этом совладелиц российской сети кафе Stars Coffee Тимур Юнусов отмечал, что результаты работы компании превзошли показатели Starbucks в России в допандемийный период.
— В целом, отечественный общепит растет с каждым годом за счет регионального развития, поэтому ушедшие компании по возвращении в Россию могут столкнуться с довольно настороженным поведением потребителя и активной конкуренцией со стороны местных участников, что потребует существенных инвестиций и усилий для развития бизнеса на российском рынке, — уверена Ольга Астафьева.
Поддерживает коллегу во мнении и Дмитрий Артеменко:
— Уход иностранных брендов из России создал определенную нишу для других игроков, что дало возможность развиваться российским компаниям и локальным брендам. Возврат иностранных компаний на российский рынок возможен, но для этого нужно, чтобы политическая и экономическая ситуация изменились, — считает он.
Фактор вероятности
Эксперты считают, что главным фактором, который будет влиять на возможный возврат иностранных компаний, является политическая обстановка.
— Пока страны ЕС, США и другие западные государства придерживаются антироссийских санкций, восстановление отношений с крупнейшими западными корпорациями будет затруднено, — полагает Дмитрий Артеменко.
По словам профессора, существует вероятность, что после стабилизации отношений с западными партнерами, компании будут искать пути восстановления своих позиций на российском рынке.
— Однако важно понимать, что многие компании, ушедшие в 2022 году, возможно, уже переориентировались на другие рынки, и возвращение в Россию будет требовать серьезных вложений в маркетинг и инфраструктуру, — отмечает Артеменко.
Безусловно, за последние три года Российский рынок серьезно изменился.
Эксперты считают, что заполненные ниши потребительского рынка и индустриальные сегменты потребуют адаптации, а также гибкости со стороны иностранных брендов, чтобы удовлетворить изменившиеся потребности аудитории. Важным аспектом также является репутация компаний.
— Многие бренды могут столкнуться с негативным отношением со стороны россиян, а значит, им придется работать на восстановление доверия. Важно будет не только обеспечить наличие продукции, но и наладить коммуникацию с потребителями, оправдать их ожидания. Возможно, некоторые компании будут возвращаться через локальных партнеров, создавая совместные предприятия или заключая франшизы, — рассуждает Дмитрий Артеменко.
По мнению людей науки, иностранный бизнес пытается зайти вновь на российский рынок как можно раньше своих известных конкурентов из числа иностранных компаний с целью вернуть свою рыночную долю или занять исходя из сложившейся рыночной ситуации как можно более широкую нишу.
— Для этого они будут формировать различные рекламные акции, создавать более выгодные товарные, ценовые предложения для российских потребителей в рамках активной маркетинговой стратегии. Проще говоря, они будут пытаться стряхнуть пыль с забытых «игрушек» и привлечь к ним вновь внимание, — объясняет Раил Хуссамов, доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при правительстве Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что за годы присутствия иностранных компаний российские клиенты привыкли к использованию и потреблению известных для них товаров и услуг. Сформировались определенные стандарты потребления, появились узнаваемые товарные знаки и знаки обслуживания, которые стали частью жизни многих людей. И борьба за клиента предстоит нешуточная.
— Многие иностранные компании, безусловно, захотят победить и вернуть российских клиентов. Нужно готовиться, что они будут реформировать и предлагать конкурентоспособные программы лояльности потребителей, направленные на рост конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг в новых рыночных условиях, — говорит Раил Хуссамов.
Зачем иностранцы возвращаются, понимая, какие трудности их ожидают?
Дело в том, что ранее присутствующие на российском рынке иностранные компании имели утвержденные топ-менеджментом компаний выверенные, детализированные стратегические планы на несколько лет вперед.
— Были потрачены немалые суммы на анализ российского рынка, продвижение своей продукции, каналы продаж, сеть дистрибьюторов, рекламные бюджеты и прочее. Часть стратегических задач была профинансирована иностранным бизнесом и реализована, а часть заморожена. Поэтому иностранные компании прилагают усилия для того, чтобы вернуться на известный им российский рынок и окупить ранее вложенные инвестиции, — поясняет Раил Хуссамов.
Фото: freepik (18+)
Больше аналитических материалов читайте в рубрике «Дальневосточного обозрения».

Редакция «Дальневосточное обозрение» — аналитическое издание о власти, политике и бизнесе на Дальнем Востоке